В различных губерниях России бытовали разные по названию и назначению комплексы женской и мужской одежды, с которыми обязательно носили пояса.
Широко бытовали такие названия, как пояс, поясок, опояска, подпояска, кушак, гулунец, именной, покромка, крайка, окрайка, плетешок, подживотник, словесный, столбовой (столбунец), суконник, чересел, тельник, покромка, гашник, ремень.
Обычно для изготовления русских поясов использовали нити и ткани домашнего или фабричного производства. Были распространены также витые, плетёные, тканые, сшитые, вязаные пояса, для изготовления которых использовали специальные приспособления – дощечки, ниты, бердышко и т.д.
Кроме практического значения по закреплению одежды на теле человека, очень важны были обереговая, знаковая и эстетическая функции пояса. Так, вера в магическую роль преграды в форме окружности, недоступной недоброжелательным духам, прослеживается в традиционном обычае постоянно носить пояс с детства и до смерти.
Для подпоясывания верхней одежды служил кушак. Зачастую кушак не завязывали, а подтыкали под него концы. Плетёный, узкий пояс покромка или покрома (длиною до трёх метров) делали из шерстяных нитей и при подпоясывании сарафана или юбки завязывали спереди.
Пояса могли быть длинными, до 3-х метров, и короткими – в обхват талии, с разнообразными застёжками. Различными были и способы повязывания поясов без застёжек.
Украшением поясов, несомненно, являлись и надписи, которые выполняли в процессе тканья на дощечках, что как бы усиливало их защитную функцию. Эти надписи представляют собой молитвы, имена изготовителя или того, кому они предназначены, названия городов, даты, любовные послания или изречения из общеизвестных текстов. Пояса с надписями называли именными, именниками, словечниками, писанными, поясками с песней.
«Пояса со словесами», Н.М.Калашникова